Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию необходимых условий для получения качественного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»
- Государственная программа Белгородской области «Социальная поддержка граждан в Белгородской области» (в редакции постановлений Правительства Белгородской области от 28.12.2020г. № 589-пп_ Подпрограмма 5 «Доступная среда»
- Приказ департамента образования Белгородской области от 18.08.2016г. №2678 «Об утверждении положения об обеспечении прав на дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Белгородской области»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
Локальные акты, регламентирующие деятельность МБДОУ д/с №89 по обеспечению прав на дошкольное образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ:
- Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)
- Положение об организации доступности объекта
- Дорожная карта по повышению значений показателей доступности для детей с ОВЗ и детей-инвалидов к объектам МБДОУ д/с № 89 и предоставляемым на них услугам
- Договор о сотрудничестве с ТПМПК
- Информационный-справочник-для-родителей-детей-инвалидов
Сведения о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ д/с № 89 функционирует в помещении типовой постройки, отвечающем санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности. МБДОУ – отдельно стоящее, двухэтажное здание, центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в хорошем состоянии.
Об объектах для для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ функционирует 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и для детей с задержкой психического развития, в том числе детей-инвалидов, в которых реализуется Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи или для детей с задержкой психического развития. Имеются кабинеты учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, оснащенные необходимым оборудованием; в группах компенсирующей направленности создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО, имеется необходимый дидактический материал и методическая литература.
На подходе к МБДОУ д/с № 89 имеется 1 парковка, где могут оставлять машины, в том числе маломобильные группы населения.
Вход в ДОО осуществляется через центральную калитку. Около калитки имеется тактильная табличка учреждения (выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля: название учреждения, адрес, телефон, режим работы), кнопка вызова, тактильная пиктограмма для кнопки вызова персонала (дублирование Брайлем), наклейка – круг на стеклянном полотне входной в учреждение двери.
Отдельный вход и выход из МБДОУ д/с № 89 на игровую площадку и оборудованы пандусами и оборудованных адаптивных средств для самостоятельно передвижения (поручни) для передвижения детей и родителей с ограниченными возможностями.
В центральном коридоре 1 этажа оборудован центр безопасности (вахта) куда поступает сигнал от кнопки вызова персонала на центральной калитке, где дежурит с 07.00 – 19.00ч. ежедневно сотрудник прошедший инструктирование, предоставляющий услуги маломобильным группам населения. Имеется в МБДОУ д/с № 89 сотрудник (социальный педагог), на которого приказом руководителя возложено оказание инвалидом помощи при предоставлении им услуг.
В коридорах имеется необходимая для ознакомления зрительная информация, а также надписи, знаки и иной текстовой и графической информации выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля. Все двери МБДОУ д/с № 89 имеют расширенные дверные проемы и контрастную маркировку на стеклянных дверях. В МБДОУ д/с № 89 имеется два лестничных марша с 1 по 2 этаж, которые имеют контрастную окраску первой и последней ступени лестниц.
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
В МБДОУ д/с № 89 г. Белгорода условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, иногородними обучающимися – не предусмотрено.
Об обеспечении бесприпятственного доступа в задния образовательной организации
В МБДОУ д/с №89 в течение 2022-2023гг. проведены работы по организации универсальной безбарьерной среды, специального оборудования и автотранспорта в целях создания условий для получения детьми-инвалидами качественного образования:
— работы по обеспечению архитектурной доступности;
— закупка специального учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования и автотранспорта;
— оборудована сенсорная комната в ДОУ.
О библиотеке (ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Групповое помещение (книжные центры)
Функциональное использование — ознакомление с художественной литературой, развитие познавательной активности у детей, закрепление навыков чтения.
Оснащение — произведения русских и зарубежных авторов, русских народных сказок, познавательная литература.
Методический кабинет
Функциональное использование — планирование и организация воспитательно-образовательной деятельности, пополнение Книжных центров в группах.
Оснащение — учебно-методический комплект к образовательным программам. Методическая литература по различным направлениям работы. Познавательная литература. Художественная детская литература.
Книжный фонд, составляющий библиотеку МБДОУ, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях, насчитывает более 1000 наименований и включает в себя: книги для педагогов (методическая и справочная литература); книги для воспитанников (сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей).
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Созданы оптимальные условия для двигательной активности дошкольников. Спортивная площадка оснащена современным оборудованием, которое соответствует гигиеническим, эстетическим и педагогическим требованиям с учётом безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Для организации прогулок детей на свежем воздухе введены игровые комплексы, соответствующие возрастным особенностям детей.
Спортивный зал — спортивное оборудование: тренажеры, скамейки, ребристая доска, канаты, стойки для подлезания, спортивный комплекс, корригирующие дорожки: спортивные модули: маты, кубы, валики и др: спортивный инвентарь: мячи разных диаметров, обручи, мешочки, гимнастические палки, скакалки, кольцебросы, флажки, ленточки и др.
Музыкальный зал — для проведения музыкальных занятий, праздников, развлечений.
Игровые прогулочные площадки — для эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса на территории МБДОУ д/с № 89 оборудованы 14 игровых площадок оснащённые гимнастическим оборудованием, теневыми навесами. Оборудование, представленное на детских игровых площадках из категории не только развлекающего, но и развивающего. Оно удобно, безопасно и сделано из экологически чистых материалов, в соответствии с требованиями СанПиН и современного дизайна.
Спортивные уголки в группах — игровое оборудование, стимулирующее двигательную активность: каталки, машины, тележки и др.; спортивный инвентарь: мячи, обручи, скакалки и др.; оборудование для спортивных игр, массажные коврики; иллюстративный материал и план работы по ознакомлению с разными видами спорта и строением человеческого тела и др.
О специальных условиях охраны здоровья
В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в МБДОУ д/с № 89 созданы условия для охраны здоровья обучающихся.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из основных задач в работе МБДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие. Для реализации данного направления в МБДОУ созданы условия: функционирует спортивный зал, бассейн, оснащенный в соответствии с реализуемой образовательной программой, требованиями СанПиН, спортивная площадка, медицинский блок. В штат специалистов, осуществляющих физкультурно-оздоровительную работу включены: старшая медицинская сестра, инструктор по физической культуре. Курирует проведение оздоровительной работы врач педиатр МБУЗ «Городская детская поликлиника №2».
В рамках данного направления своевременно и систематически проводятся медицинские осмотры детей, осуществлялся постоянный контроль администрации за гигиеническим состоянием всех структур ДОУ. Согласно плану проводятся витаминизация и профилактическое лечение детей. Вопросы здоровья детей обсуждаются на родительских собраниях.
В ДОУ имеются медицинский и процедурный кабинеты, изолятор. Качественно и постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей с выдачей рекомендаций педагогам и родителям.
Пищеблок состоит из нескольких помещений: загрузочный, мясо-рыбный, овощной, горячий цеха; моечная кухонной посуды; помещение для выдачи готовой продукции на группы, кладовая для сухих продуктов, помещение для холодильных камер, комната для персонала с обустройством душевой и санкомнаты. Данные объемно-планировочные решения помещений пищеблока предусматривают последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции. Воспитанники имеют возможность получать горячую, свежеприготовленную диетическую пищу. В ассортименте продуктов еженедельно присутствуют свежие овощи, фрукты и соки.
В ДОУ созданы все медико-социальные и материально-технические условия, обеспечивающие высокий уровень охраны и укрепления здоровья детей и их физическое развитие. Физкультурный зал оборудован в соответствии с современными требованиями: установлены шведские стенки, скамейки для спрыгивания, баскетбольные корзины, имеется большое количество спортивного инвентаря и нестандартного оборудования, оборудования для коррекционной работы. В группах оборудованы спортивные уголки.
Педагоги творчески преобразовывают предметно-развивающую среду ДОУ, которая соответствует современным требованиям, многофункциональна, эргономична. Воспитатели всех групп пополнили учебный материал, развивающие игры по основным разделам примерной основной общеобразовательной программы «Детство», целесообразно используют всю территорию группы. В группах создан благоприятный микроклимат, дети свободно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, активны в играх и общении.
МБДОУ д/c № 89 укомплектован педагогическими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, а именно:
- 4 чел. — учителя-логопеды (3 специалиста с первой категорией, 1 — без категории);
- 2 — педагога-психолога (2 с высшей категорией);
- 1 — учитель-дефектолог (высшая категория);
- 1 — тьютор.
О доступе к информационным системам и инфорамционно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам. Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой ДОО.
В дошкольном учреждении создана и постоянно обновляется современная информационно-техническая база для организации образовательной деятельности с детьми, работы педагогов и специалистов. В детском саду имеются: 8 компьютеров, 3 принтера, 5 МФУ, 2 ноутбука, 2 музыкальных центра, 12 магнитофонов, 4 телевизора, 1 мультимедийный проектор, 1 экран, 1 факс, 1 сканер, 1 ксерокс, 1 интерактивная доска, 1 интерактивный стол. Связь и обмен информацией с различными организациями осуществляется посредством электронной почты и факса. Все комьютеры имеют доступ к сети «Интернет» и объединены в локальную сеть, установлен Wi-Fi, оборудовано рабочее место педагога, оснащенное компьютером с выходом в интернет и МФУ.
ДОУ также оснащено:
− комплектами телекоммуникационного оборудования: ноутбуки – 4 шт., принтер струйный – 4 шт., принтер широкоформатной печати – 1 шт., лазерный принтер – 1шт., гарнитура к оргтехнике – 8 шт.
− оборудованием для хранения фото и видеоархивов: внешние жесткие диски – 3 шт., флешнакопители – 5шт.
− комплектом оборудования для видеостудии: комплект оборудования для видеостудии – 1 шт., микрофоны-петлички – 4 шт., акустическая система – 1 шт., ноутбук -1 шт., компьютер – 1 шт., цифровой фотоаппарат – 1 шт.
− программным обеспечением, которое позволяет работать с текстовыми редакторами, интернет-ресурсами, фото-, видеоматериалами, графическими редакторами.
На базе нашего детского сада организован Консультационный центр для предоставления бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет.
Специалисты ДОУ могут оказывать образовательные услуги детям-инвалидам и детям с ОВЗ в дистанционном режиме.
Информатизация управления образовательным учреждением способствует моделированию высокоорганизованной информационной среды, оказывающей влияние на все стороны жизнедеятельности МАДОУ № 89.
В своей работе администрация пользуется стандартным пакетом Microsoft Office, включающий в себя: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, используются программные продукты: «Бухгалтерия государственного учреждения», «Зарплата и кадры бюджетного учреждения», «Учет продуктов питания и калькуляция блюд для государственных учреждений».
Компьютеры, расположенные у административной группы, объединены в единую сеть с выходом Интернет. В настоящее время идет оборудование групповых помещений авторизированным местом воспитателя (установка компьютера с возможностью выходом в Интернет, проектора, экрана).
В образовательной деятельности педагоги используют информационно — коммуникативные технологии (ИКТ), мультимедийные презентации и видеоматериалы, медиатеки наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям, компьютерных обучающих программ, что позволяет значительно разнообразить воспитание и обучение, всесторонне развить ребенка – качественно выполнить социальный заказ.
В МБДОУ функционирует сайт, что позволяет учреждению виртуально представить свою деятельность в мировом информационном пространстве. Данный сайт решает задачу информированности общественности, открытости и прозрачности происходящего в ДОУ, создание определенного мнения об учреждении, которое имеет огромное значение для выбора родителями дошкольного образовательного учреждения своим детям. На сайте помещается разного рода информация, которая может быть интересна всем участникам образовательного процесса (устав, лицензии, локальные нормативные акты, консультационные материалы, новости, информация о мероприятиях и т.п.). Сайт помогает решать многие социальные задачи. Родители, ознакомившись с учебными возможностями ДОУ, формируют свой социальный заказ на образование детей.
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ д/с № 89 имеются следующие средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
– печатные (методическая литература и дидактические пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски и т.д.);
– электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа презентации, мультфильмы, универсальные энциклопедии, видеофильмы образовательные, познавательные фильмы на цифровых носителях и т.д.);
– учебные приборы;
– спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
О специальных условиях питания
Организация питания. В МБДОУ д/с № 89 обеспечивается гарантированное сбалансированное питание воспитанников в соответствии с возрастом и временем пребывания, по нормам, установленным Минздравом РФ в соответствии с требованиям СанПиН. В ДОО разработано и утверждено десятидневное меню. Детям (в том числе с ОВЗ и инвалидностью), имеющим заключение (справку) от врача о необходимости диетического питания (исключение определенных продуктов) по возможности организуется диетическое питание. Исключенные продукты заменяются на продуты имеющиеся в ДОУ. Получив справку с диагнозом и списком продуктов, родителю воспитанника необходимо обратиться к старшей медицинской сестре, поставив ее в известность о диагнозе и запрещенных продуктах, и совместно решить вопрос о питании ребенка.
Режим питания. Режим питания является одним из основных условий, обеспечивающих рациональное питание. Воспитанники обеспечены 5-ти разовым питанием (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин). Питание детей в детском саду соответствует возрастным нормам. Педагоги информируют родителей о продуктах и блюдах, которые ребенок получает в течение дня в детском саду, вывешивая ежедневное меню. Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку, хранению продуктов и процессу приготовления пищи. В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке продуктов, правила личной гигиены.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того, правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.
Роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с ухудшением состояния здоровья детей в результате целого комплекса причин, одной из которых является нарушение структуры питания и снижение его качества как в семье, так и в организованных детских коллективах.
Возникновение болезней эндокринной системы, органов пищеварения, анемий, в значительной мере, обусловлено факторами алиментарной природы. Несбалансированное питание приводит к витаминной недостаточности, дефициту различных микроэлементов и только при правильно составленном рационе ребенок получает необходимое для нормального роста и развития количество незаменимых пищевых веществ.
Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.
Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей. Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.
Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне МБДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью в детском саду ежедневно вывешивается меню. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в МБДОУ.
На территории детского сада отведены для каждой возрастной группы отдельные игровые площадки, на которых размещены игровые постройки, новые песочницы с зонтами от солнца. Так же оборудована хозяйственная зона: помещения для хранения хозяйственного инвентаря, места для сушки белья, овощехранилище, площадка для сбора мусора и пищевых отходов.
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечиваться доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В случае невозможности (отсутствия времени) посетить детский сад Вы можете получить услуги в дистанционном формате на сайте МБДОУ д/с № 89 mdou89.beluo31.ru.
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в МБДОУ д/с № 89 — не предусмотрено.
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ д/с № 89 отсутствуют специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.