От Фрёбеля до робота

Логотип Фребель

Федеральный приказ № 21/6-1 от «14» июня 2018 г. «Об утверждении сетевой инновационной площадки ФГБНУ «ИИДСВ РАО» по теме: «Апробация и внедрение парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота»»

Паспорт программы «Формирование у детей готовности к изучению технических наук средствами парциальной образовательной программы «От Фребеля до робота» в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова, Т.В. Тимофеева
Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Учебное пособие

                 

Организация техносреды в ДОО как инструмент изменения содержания образования дошкольников

В современном мире очень большую роль играют новые технологии. Крайне важно выявить технические наклонности детей на самых ранних этапах и развивать их.
Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.
Именно поэтому так важно прививать детям любовь к техническим наукам с раннего возраста.
Но как же это сделать?
Ведь найти место качественному изучению технических наук в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации очень сложно.
В 2017 году коллективом работников дошкольного образования Самарской области, под научным руководством Т.В. Волосовец и компанией ТД «Светоч» в целях формирования у детей готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования разработали Парциальную программу дошкольного образования «От Фрёбеля до робота».
Данная программа полностью обеспечивает деятельность дошкольной образовательной организации по развитию конструктивно-модельной деятельности и технического творчества детей дошкольного возраста.

Принципы реализации парциальной программы ДО «От Фрёбеля до робота»:

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
  • Построение процесса образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе и содержания своего образования. Становится субъектом образования;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Сотрудничество окольной организации с семьей;
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Почему так важно заинтересовать ребенка техническими специальностями?
Ведущие компании мира, такие как: Microsoft и The Future Laboratory, Московская школа управления «Сколково», Американская исследовательская компания «Sparks & Honey», Журнал Forbs и Британская исследовательская компания «Fast Future» представили научные доклады с рейтингом самых перспективных профессий будущего (ближайшие 15-20 лет):

  • Дизайнер виртуальной среды;
  • Адвокат по робоэтике;
  • Аналитик данных «Интернета вещей»;
  • Инженер по восстановлению окружающей среды;
  • Разработчик средств постоянного питания;
  • Инженерия промышленного производства;
  • Проектировщики шаблонов 3D;
  • Инженеры-композитчики;
  • Разработчики альтернативного транспорта.

Все эти профессии находятся на стыке инженерии, технического творчества и других областей знаний.

Ключевые установки при реализации парциальной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота»:

  • Поддержка разнообразия детства;
  • Создание условий социальной ситуации;
  • Содействие взрослого и ребенка;
  • Развитие способностей каждого ребенка.

Виды конструкторов, направленные на развитие технического творчества ребенка дошкольного возраста, используемые в Парциальной программе дошкольного образования «От Фрёбеля до робота»:

  • Игровой набор «Дары Фрёбеля»;
  • Развивающие конструкторы;
  • Робототехнические конструкторы.

Все конструкторы развивают личностные и умственные качества ребенка!

Какое влияние оказывают конструкторы, используемые в Парциальной программе дошкольного образования «От Фрёбеля до робота», на развитие ребенка и качество образовательной деятельности?

Влияние робототехнических конструкторов на развитие ребенка и качество образовательной деятельности:

  • Приобретение современных политехнических представлений и умений.
  • Формирование предпосылок технических и технологических компетенций.
  • Развитие познавательных процессов (восприятие, воображение, мышление, память, речь и др.).
  • Формирование личных качеств (самостоятельность, инициативность, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность, толерантность, стремление к успеху, потребность в самореализации).
  • Формирование навыков коммуникации межличностного общения.
  • Формирование «командного духа», умение работать в команде.

Влияние обучающих конструкторов на развитие ребенка и качество образовательной деятельности:

  • Формирование способности к волевым усилиям, направленных на достижение результата;
  • Развитие основ трудолюбия;
  • Развитие способности к планированию;
  • Развитие воображения, образного мышления;
  • Развитие способности систематизировать;
  • Развитие творческой активности;
  • Развитие моторики рук.

Влияние игрового набора «Дары Фрёбеля» на развитие ребенка и качество образовательной деятельности:

  • Развитие самостоятельности и инициативности.
  • Развитие творческой деятельности.
  • Создание эмоционального единения взрослого и ребенка.
  • Стимулирование коммуникативной деятельности родителей через совместную проектную деятельность.

«От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Методический продукт  
Мероприятия организованные ДОО
Информационное обеспечение
Транслирование опыта работы
Сетевое взаимодействие
Курсы по Фребелю
Скрипшоты на уникальность
Наградной материал